КАМУФЛЯЖ МЕНЯЕТ ПОЛ?

КАМУФЛЯЖ  МЕНЯЕТ  ПОЛ?

Стремление женщин к социальному равноправию с мужчинами, к выполнению более широких социальных функций привело к кардинальным изменениям роли женщины в обществе. Женщины все более активно участвуют в традиционно мужских видах деятельности, таких, как политика, государственное управление, предпринимательство, армия.

В настоящее время военная служба женщин уже не выглядит необычным явлением и представляет собой пример преодоления социального неравенства женщин, которое, с одной стороны, связано с существующими в обществе традициями и морально-этическими нормами, а с другой – с природно-биологическими факторами.

Не могу не процитировать точку зрения одного из известнейших военных специалистов генерала Коуперленда: «Женщины стреляют лучше мужчин. Дело даже не в том, что они не пьют и не курят. Психофизиологически женщины намного более приспособлены к работе в экстремальных условиях, чем мужчины. Порог терпения женщин выше мужского. Физиологическая выносливость и приспосабливаемость женского организма по эффективности не сопоставима с мужской. Женщины обладают более обостренными системами восприятия, в частности, повышенным в потенциале ночным зрением, слухом и обонянием. У них мгновенно срабатывает боевая интуиция, изначально заложенная природой. Женщины невероятно наблюдательны.

Женщина, психологически заранее подготовленная к ведению боевых действий, не испытывает на поле боя чувства растерянности. При выполнении поставленной боевой задачи женщины работают (именно работают) собранно, целенаправленно и безжалостно. Боевая работа производится четко, исполнительно и аккуратно. Женщины-военнослужащие очень четко относятся к выполнению служебных инструкций, не отступая от них ни на шаг. К процессу снайперской стрельбы женщины относятся очень аккуратно и тщательно, так же, как к выполнению постоянной инструкции, поэтому они более обучаемы стрельбе, чем мужчины. К процессу маскировки женщины относятся творчески, с невероятной изобретательностью, этот процесс очень органичен для них. Результативность действий женщины-снайпера будет всегда выше, чем у снайпера-мужчины. В боевой практике женщины более осторожны, при ранениях – более живучи».

У славян образ женщины-воина имеет давнюю историческую традицию. Николай Карамзин  в “Предании веков” отмечает, что уже в 626 году древние византийские летописцы свидетельствовали: при осаде Константинополя греки находили между убитыми русичами женщин в доспехах. Василий Немирович-Данченко в прекрасной книге “О русских женщинах” пишет о том, что “первобытные славянки неожиданно пугали врагов во время боя, неистово, с мечами в руках врываясь между сражающимися”. Однако, из русских летописей и преданий к нам дошло не так уж много примеров женской воинской доблести: былинная богатырка Настасья Микулишна, княгиня Ольга, участвовавшая в военных походах… Вот, пожалуй, и все. Русские мужики и украинские казаки считали, что воинская слава – не бабий удел. Баба – существо слабое, должна детей рожать, очаг беречь, в горящую избу входить…

Хотя попытки феминизации воинской службы отмечались уже в этот период. Так, при Петре І право женщины на армейскую службу было зафиксировано в Уставе 1716 года. А в 1787 году по указанию князя Потемкина в Крыму была создана специальная “амазонская рота”, сформированная из молодых жен и взрослых дочерей офицеров, под командованием капитана Елены Сарантовой.

Впервые женщины вошли в состав русской армии массово в качестве сестер милосердия только в 1854 году, во время Крымской войны. К 1917 г. число таких медсестер возросло в 1000 раз, а в самом семнадцатом был создан “Женский батальон смерти”. Командовала им Мария Бочкарева, кавалер всех четырех Георгиевских крестов (их «на халяву» в Первую мировую не давали,- известен случай отказа генералом Брусиловым представить к награждению Георгиевским крестом самого царя, прибывшего, по мнению полководца, недостаточно близко к переднему краю).В годы гражданской войны Политическое Управление Реввоенсовета Республики оценивало число женщин в армии в 27%. “. Впрочем, по моему мнению, комиссарши в кожаных тужурках, расстреливающие дезертиров, офицеров и т. д., вызывают столько же симпатий, сколько же и их сестры по полу, которые в составе «белых» отстреливали и вырубали большевиков и иже с ними.

В советское время проблема необходимости воинской службы для женщин активно дискутировалась. Николай Подвойский и Александра Коллонтай считали воинский труд женщины средством обеспечения ее фактического социального равенства. “С призывом женщины в войска окончательно закрепляется представление о ней, как о равноправном и равноценном члене государства”, – подчеркивала Коллонтай.

В межвоенный период многие женщины обучались в военных вузах. Перед Великой Отечественной более 250 женщин закончили академии: химической защиты, механизации и моторизации, военно-политическую, военно-морскую, военно-воздушную, имени М.В. Фрунзе, электротехническую инженерную, артиллерийскую.

Беспрецедентным в мировой истории войн событием является боевая деятельность в период противоборства СССР с гитлеровской Германией и ее сателлитами сразу трех женских авиационных частей – 586-го истребительного полка (командир – подполковник Казаринова), 587-го полка пикирующих бомбардировщиков (до своей гибели в 1943 году им командовала Герой Советского Союза майор Раскова) и 588-го ночного бомбардировочного полка (командир – майор Бершанская). 28 летчиц и штурманов этих полков были удостоены высшей награды Родины – звания Героя Советского Союза.

Всего за годы войны за образцовое выполнение своих обязанностей, проявленные мужество и героизм 86 женщин были удостоены звания Героя Советского Союза, 150 тыс. – награждены боевыми орденами и медалями, более 200 стали кавалерами орденов Славы 2-й и 3-й степеней, а четыре стали полными кавалерами ордена Славы. Маршал Советского Союза Георгий Жуков в своих мемуарах “Воспоминания и размышления” с большой признательностью отзывался о женщинах – участницах Великой Отечественной войны: “Незабываемы героизм и стойкость наших женщин – санитарок, медсестер, врачей. Они выносили с поля боя солдат и офицеров, выхаживали их. Бесстрашием и храбростью отличались снайперы, телефонистки, телеграфистки. Многим из них тогда было 18-20 лет. Презирая опасность, они храбро сражались с ненавистным врагом”.

Ныне в Украине в военной сфере наблюдается определенный парадокс: феминистическое движение, которое в Европе выступает главным лоббистом интересов женщин в армейской среде, в нашей стране развито крайне слабо; и, тем не менее, “солдат в юбках” в отечественных Вооруженных Силах насчитывается почти 17 тысяч. Количество военнослужащих женского пола начало стабильно увеличиваться после введения в украинской армии службы по контракту. На контрактной основе женщины служат связистками, инструкторами, десантниками и т.п. Согласно приказу министра обороны от 1994 года, женщины не могут быть командирами орудий, танков и боевых машин, минерами, понтонерами и занимать другие военные специальности, связанные с чрезмерными нагрузками на их организм. Думается, эти ограничения будут отменены еще нескоро, однако доля женщин в отечественных вооруженных силах все равно может вырасти, ввиду полного перехода украинской армии на контрактную основу к Н-ному  году.

Что касается современной украинской армии, то из числа наших «амазонок» старших офицеров –около 300, младших офицеров –около полутора тысяч, прапорщиц и контрактниц –более 15 тысяч, 250 учится в высших военных учебных заведениях. Если к ним приплюсовать еще женщин, гражданских работников ВС(в 2011 г их числилось около 34тыс.), то получаем ошеломляющую цифру – более 50 тыс. чел. Т.е, украинская армия более чем на 25% состоит из женщин, а из числа имеющих погоны, юбки носят около 12%.

Женщины проходят службу и работают во всех видах и родах войск Вооруженных сил Украины. Наиболее они представлены в частях и соединениях Сухопутных войск и Воздушных сил ВСУ. Почти 300 из более 2 тысяч военнослужащих, которые ежедневно заступают на боевое дежурство по противовоздушной обороне – это женщины: планшетисты, радиотелеграфисты, считывающие, телефонисты, диспетчеры, метеонаблюдатели. За 19 лет миротворческой деятельности Украины в составе национальных миротворческих контингентов проходили службу 28 украинских военнослужащих-женщин.

Ни в одной стране НАТО (кроме, разве что, США) нет такой высокой женской прослойки. Из цивилизованных государств мира в этом плане нас обогнал только Израиль (единственная страна, где женщины подлежат призыву на воинскую службу). Сегодня, в начале XX1 века, доля женщин-военнослужащих составляет около 5% (данные по 140 странам мира).

Плохо это или хорошо? Учитывая ухудшение здоровья украинских мужчин, их высокую смертность, можно не сомневаться, что лет так через 10 – 20, меньшинством в Вооруженных Силах Украины будут именно они. И это, видимо, хорошо. Ведь амазонки всегда считались непобедимыми воинами.

Но не могу не процитировать российского генерала Антона Деникина, который не понаслышке знал войну. Говоря о женщине-воине, он подчеркнул: «Воздадим должное памяти храбрых. Но… не место женщине на полях смерти, где царит ужас, где кровь, грязь и лишения, где ожесточаются сердца и страшно грубеют нравы. Есть много путей общественного и государственного служения, гораздо более соответствующих призванию женщины».

 

Оставить комментарий